Учимся не для школы, а для жизни!

Non scholae, sed vitae discimus!

Календарь
событий

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся

Школьная библиотека «Лингвистической школы» выступает в роли координатора и организатора Малых сервантесовских чтений, и это не случайно, так как действительно  является основным интеллектуальным и культурологическим центром школы, является одним из организаторов Школьного научного общества «PLUS ULTRA».

Наша библиотека основывает свою деятельность, исходя из концепции школы, направленной на полилог/диалог культур, который способствует формированию широкого мировоззрения учащихся, на изучение и понимание истории, культуры и традиций как  родной страны, так  и других зарубежных стран, опираясь в своей работе как на традиционные мероприятия (презентации, выставки, обсуждения), так и на привлечение учащихся к проектной деятельности и, как итог, участие в заключительной конференции: ежегодных Малых сервантесовских чтениях.

В первую очередь, надо сказать о художественном фонде библиотеки, который комплектуется исходя из целей, интересов и задач школы, основываясь на принципах содействия образования и самообразования учащихся, максимального удовлетворения читательского спроса.   В распоряжении юных исследователей находятся книги по истории и культуре Испании, Англии, Франции, Кубы, стран Латинской Америки, большое число энциклопедий и справочников на русском,  испанском и английском языках. Поиск информации по заданной теме обычно юные исследователи начинают с изучения фонда школьной библиотеки.

 Мы оказываем и методическую и библиографическую помощь учащимся в работе над исследованием, подбираем книги, журнальные статьи, находим информацию и иллюстративный материал для работы над презентацией в сети интернет. Мы тесно поддерживаем контакты с отделом библиографии Российской национальной библиотеки, Юношеским отделом библиотеки им. В.Маяковского, Центральной Детской библиотекой, а также Детской библиотекой истории и культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата, 72), где в последние годы проходят Малые сервантесовские чтения нашей школы. Многие учащиеся с 14 лет, а это возраст наших исследователей, становятся читателями РНБ, продолжают поиск материалов в фондах и читальных залах одной из крупнейших библиотек мира.

Почетными гостями, оппонентами выступающих с докладами учащихся являются представители Петербургской ассоциации испанистов России и фонда «Сервантес», ведущие специалисты-испанисты Санкт-Петербургских ВУЗов,  консультанты и руководители исследований наших читателей. Библиотека также отправляет официальное приглашение на Чтения  консулу Испании в Петербурге и в Испанский культурный центр. Это значительно повышает статус наших чтений и ответственность самих выступающих.

Большое значение мы придаем библиографическому списку используемой при подготовке доклада литературы. Порой,  это первый вопрос, который задается докладчику. К нашему сожалению не все ребята называют книги, для некоторых ведущую роль в поиске нужной информации играет интернет, а затем литература. 

Мы не отрицаем большую роль  поисковых систем сети интернет; особенно, когда ребята используют серверы зарубежных стран, на которых  они находят и читают материалы на испанском и английском языках, переводят не только научные, но и, порой, художественные тексты (в том случае, если эти произведения не переведены на русский язык), т.е. возникают различные ситуации.

Принципиально иные подходы к образованию позволяет говорить о развивающем обучении, развития самостоятельного критического и творческого мышления учащихся. Для этого современному школьнику при работе над научным сообщением, исследованием естественно недостаточно только компетенции учителя-руководителя и книг, отражающих одну точку зрения. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники  информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, чтобы полученная информация побуждала  ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Доклады учащихся, в которых прослеживается самостоятельная оценка, вариативность изложенного материала, которые сопровождаются компьютерной презентацией слушаются на Малых сервантесовских чтениях особенно внимательно и вызывают интерес всей аудитории.  Интернет для таких учащихся не возможность быстро реализовать поставленную задачу и выступить на Чтениях, не самоцель, а лишь средство для наиболее полного раскрытия данной темы, поставленной проблемы.

Интернет дает  возможность каждому приобщиться к сокровищам мировой культуры. Для тех, кто исследует творчество выдающихся художников, на помощь приходят виртуальные музеи – уникальная  услуга глобальных сетей.  Ребята включают в свои презентации картины художников не представленные в музеях России. Это всегда интересно и познавательно.

Рекомендации квалифицированных сотрудников школьной библиотеки сводятся к формированию следующих принципов работы с различными источниками информации:

  • умение отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;
  • анализировать полученную информацию;
  • систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;
  • уметь выявлять проблемы в различных областях знания;
  • уметь выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
  • уметь делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
  • уметь генерировать новые идеи,
  • уметь работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве;
  • владеть искусством риторики и культурой коммуникации.


Все эти умения составляют суть интеллектуального и нравственного развития наших учащихся, обеспечивающих реализацию идей и целей развивающего обучения в той концептуальной плоскости, которая существует в нашей школе.

Авторы: Вохмянина Ольга Владимировна,