Учимся не для школы, а для жизни!

Non scholae, sed vitae discimus!

Календарь
событий

Использование ЦИК как метода структурирования исторической информации по избранному периоду

Использование ЦИК как метода структурирования исторической информации по избранному периоду

Подрядчикова Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №43 «Лингвистическая школа» Приморского р-на Санкт-Петербурга

 

Одним из самых серьезных вызовов в преподавании истории является, по общему мнению, обилие информации. И если преподаватели привыкли справляться с потоком дат, событий, персоналий, концепций благодаря усвоенным в высшей школе и в процессе преподавания методам и приемам организации информации – то детям приходится туго, и с каждым годом им все труднее становится ориентироваться в этом расширяющемся потоке. С приходом в нашу жизнь и, соответственно, в школу «карманных энциклопедий» в виде мобильников вопрос о том, что надо запоминать из истории, а что можно опустить – все чаще решается в пользу «ничего». Все можно посмотреть в Гугле. И само по себе это было бы не страшно – но, увы, умение давить на кнопки не равно умению работать с информацией – а, следовательно, и мыслить.

По устоявшемуся мнению, умение работать с информацией включает в себя не только умение грамотно формулировать запрос и использовать эффективные приемы поиска, но и:

  •  организацию и хранение информации;
  •  передачу информации в устной, письменной и электронной формах, с аудиовизуальным сопровождением;
  •  установление причинно-следственных связей и зависимостей на основе информации;
  •  выстраивание умозаключений, принятие решений на основе полученной информации;
  •  получение опыта критического отношения к информации (умение сопоставлять с другими источниками и жизненным опытом).

Способов организации исторической (и любой другой) информации существует огромное количество. Автор статьи не ставит себе целью изобрести новый метод – тем более что он уже существует и был предложен А.Н.Иоффе. Задача автора значительно скромнее – показать, как методическая модель цивилизационно-исторической карты помогает структурировать информацию не только длительного исторического периода, но и любого сколько-нибудь законченного отрезка в истории, и помогает не только педагогу, но и учащимся.

Сам метод цивилизационно-исторических карт (ЦИК) подробно описан в статьях А.Н.Иоффе [1]. Там же он пишет о том, что этот «подход позволяет в преподавании исторических событий выделять … блоки, которые могут быть системно рассмотрены с выделением закономерностей и значимых характеристик».  Другими словами – мы можем взять для анализа период любой протяженности, лишь бы он был относительно завершенным. В качестве примера рассмотрим период новейшей истории России – НЭП. >>> Читать статью полностью

Авторы: Подрядчикова Светлана Владимировна,