Учимся не для школы, а для жизни!

Non scholae, sed vitae discimus!

Календарь
событий

Учимся жить вместе

Учимся жить вместе

Выступление на заключительной конференции Международного проекта «Учимся жить вместе».

Март, 2009.

 Наша первая встреча произошла в декабре 2007 в Санкт-Петербурге, после того, как нашей школе было предложено участвовать в Международном проекте в области межкультурного диалога и воспитания толерантности среди учащихся «Учимся жить вместе». Наша школа была выбрана не случайно, мы давно и планомерно занимались этой проблемой, участвуя в Международном проекте «AIESEC» «Толерантность. Есть.»,  «Балтика – наш общий дом» совместно с Финляндией, мы являемся членами Международной Ассоциации англоговорящих стран, и,  главное, наши ребята участники и дипломанты ежегодной Международной научно-исследовательской конференции «Дети – исследователи планеты» (г. Сарагоса, Испания). Опыт сотрудничества с молодежью и преподавателями из европейских и латиноамериканских  стран у нас велик: мы дружим с посольством республики Куба в Москве, Колумбии, Испанским культурным центром в Санкт-Петербурге и другими. Нам это всегда интересно, полезно, и, главное, ребята приобретают большой опыт общения с иностранными студентами, приобщаясь и изучая культуру других стран, укрепляют свои языковые навыки.

Результатом ролевой игры, в которой участвовали директора школ и будущие координаторы проектов, стало то, что в наш треугольник вошли Русско-Финская школа Восточной Финляндии (Ита-Суомен Коулу), гимназия № 21 школа-корабль «Берта фон Суттнер» (Австрия), и наша школа № 43 «Лингвистическая школа».

Представителям школ, директорам и  координаторам предстояло выбрать тему, определить, что будет интересно нашим детям. Это было очень ответственно, надо было найти общие точки соприкосновения, определить, какие проблемы будут интересны в школах нашим ученикам; и мы сделали выбор, тема нашего исследования звучит так: «Как я вижу себя в толерантном мире». Координаторами проекта был составлен поэтапный план работы: на первом этапе «Изучение стереотипов современного общества», мы определили, что преодоление стереотипов возможно только через изучение особенностей национальных культур и традиций. Отсюда возникла следующая тема на втором этапе исследования: «Изучение особенностей национальной культуры наших стран». В совместном плане нашли отражение общие принципы работы наших школ: проектная и исследовательская деятельность учителей и учащихся в рамках межкультурного диалога по воспитанию толерантных установок сознания учащихся. У каждой школы нашего треугольника имеется свой опыт работы в данном направлении.

 Наши школы – это школы, учащиеся которых занимаются исследовательской деятельностью, у нас успешно реализуются научные проекты (Школьное научное общество «PLUS ULTRA» у нас в школе, школьный проект «КоКоКо» в Австрии, система курсов по истории и современности разных стран и культур в школе Финляндии).

На первом этапе мы предложили ребятам обсудить на форуме, а затем проанализировать проблему сложившихся современных стереотипов в нашем  обществе:

! Выявить ценности, являющиеся доминирующими в современном обществе;

! Являются ли эти ценности доминантными в странах партнерах по проекту;

! Определить основные стереотипы, существующие в общественном сознании наших стран.

При встрече учащихся в Санкт-Петербурге в апреле 2008 года, ребята пришли к выводу, что стереотипы основаны на представлениях о группе (стране) в целом, а не об отдельных личностях; и что стереотипы обычно возникают вследствие отсутствия элементарных знаний о какой-либо группе людей и что источником стереотипов в наших странах, без сомнения, являются средства массовой информации (книги, журналы, газеты, радио, ТВ, интернет), что в дальнейшем и подтвердилось проведенным анкетированием.

Отвечая на вопрос, какие стереотипы существуют в вашей стране о русских, финнах, австрийцах, ребята, которым исполнилось 15 – 16 лет, размещали на форуме такие заметки:

  • Все русские связаны с мафией, каждый 50-й богатый  россиянин - друг  Путина,        у всех русских есть «Калашников», все русские – коммунисты;

 есть и положительные комментарии: все хорошо играют в шахматы, все женщины играют в теннис,  у всех есть дача, самые красивые девушки – русские.

  • Все австрийцы – монархисты, австрийцы не умеют играть в футбол и хоккей, все австрийцы «EMO», все австрийцы «тусуются» по клубам и много время проводят в кафе.

Все австрийцы умеют танцевать вальс, все австрийцы пьют “Red Bul”  и едят Mozart Kugeln, все австрийцы ходят в оперу.

  • · Все финны – блондины с голубыми глазами, у каждого финна есть свое озеро, все живут на берегу озера, любят купаться голыми, финны ходят каждый день в сауну, финны слушают тяжелый рок, у всех мобильные телефоны фирмы «Nokia» и они часто выбрасывают их в урну, все финны – моржи.

Эти высказывания  подтверждают вышесказанное о том, как появляются стереотипы.

          Общение на форуме в нашей проектной группе началось с первого дня, как только КультурКонтакт Австрии открыл Интернет-платформу «QUERDENKEN» для всех участников проекта. Сразу появились лидеры, чьи комментарии обсуждали с огромным интересом; учителя, координаторы также общались с молодыми людьми на форуме; многие темы (особенно тема о стереотипах) вызывали и вызывают неоднозначную оценку, многие высказывания о наших странах удивляли неожиданностью суждений, ребята искренне писали о себе, рассказывая о своих увлечениях, размещали свои фото. У нас, однако, были и сомнения: продолжаться ли наши доверительные отношения при встрече, понравится ли им Россия и, конечно, Петербург? 

Встреча в Санкт-Петербурге прошла как встреча старых друзей, понимающих друг друга с полуслова. Ребята провели анализ материалов форума, отбор интересных стереотипов для совместной презентации, их выбор пал на самые яркие и неожиданные высказывания.  Название команды, девиз были придуманы в результате так называемого «мозгового штурма»,  эмблема – плод совместного творчества.  Все свои идеи они записывали и затем вместе обсуждали, так был составлен словарь проекта и вопросы для анкетирования населения наших стран. Мы обратили  внимание на то, что ребятам знаком и понятен такой принцип работы, они ответственно подходили к поставленным задачам и успешно справились с ними. Задача координаторов: не мешать ребятам, «научить их жить вместе» и вместе принимать  решения, отстаивать свое мнение при защите проекта  -  нами была выполнена.

Ярким впечатлением была подготовка и  участие в Международной Ярмарке идей в Австрии (Замок Сигау) в мае прошлого года. Мы снова встретились, нам предстояла совместная работа: оформить стенд, подготовиться к работе на европейской выставке. Огромное спасибо финским коллегам, они научили нас некоторым приемам оформления (вырезали стрелки из бумаги, делали сноски), таким образом, мы логично и наглядно представили свой проект. Результаты анкетирования демонстрировались на ноутбуке, которые были представлены на слайдах в виде схем и диаграмм. Например, американский журналист заинтересовался диаграммой, что объединяет наши страны, оказалось, что многие респонденты не видят общего между нашими народами, лишь некоторые отметили как объединяющий фактор еду, хобби и… общий материк.

Всем пришлась по душе идея создания коллажа «Мы все разные…», который представлял сшитые вместе и разрезанные на 3 части фотографии участников проекта, что позволяло, листая его, увидеть себя в другой форме: толстым, худым, длинноногим и т.д., понравился плакат «ладошки». Мы угощали всех гостей финскими леденцами (лакки), русскими сушками и шоколадными конфетами.

Каждый час пребывания в Австрии был расписан и строго выполнялся по плану: работа в мастерских и творческих лабораториях; несмотря на 40-градусную жару, состоялись все экскурсии. Настроение у всех было приподнятое и даже торжественное, и Ярмарка в городе Грац и конференция в Словении прошли успешно: все получили Международный сертификат участников проекта. Ребята его честно заслужили!

Особенно яркой стала страница нашего исследования на 2-м этапе – это совместное приготовление национальных блюд в нашей партнерской школе в Лаппеенранте, в ноябре 2008 г. Наши партнеры из Финляндии каждому участнику проекта вручили в подарок футболку с названием и девизом нашего треугольника. Мы действительно стали одной командой, форма нас объединила. Ребята вместе обсуждали меню: нужно было приготовить блюдо из национальной кухни. Все команды были интернациональными: финны готовили русский борщ, учились печь блины, русские помогали финнам делать фирменный картофельный салат, финны учились делать яблочный штрудель, помогая австрийцам и т.д. Все делали вместе: от закупки продуктов до совместного ужина. Это было интересно и весело. Работал фотокорреспондент, на следующий день эти фотографии вошли в общую презентацию в раздел «Национальная кухня».

К сожалению, не получила продолжение тема «Молодежные субкультуры: как я вижу себя в современном мире», т.к. наш проект ограничен по времени, и число участников проекта сократилось. Однако она не осталась без внимания, в чем можно убедиться, зайдя на форум  интернет-платформы «QUERDENKEN», ребята обсуждали и эту важную тему: проблему современной молодежи, как сохранить свою индивидуальность. Российские учащиеся начали собирать материал, и уже есть первые слайды презентации «Молодежные субкультуры» и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с нашими партнерами из Финляндии и Австрии.

Успешной совместной работе способствовала сплоченность ребят и взаимопонимание координаторов, постоянное общение на форуме, обсуждение актуальных для ребят проблем, искренность в общении, что было достигнуто благодаря завязавшейся дружбе в Санкт-Петербурге, Австрии, и  Финляндии.

Яркие впечатления остались у нас после посещения партнерских школ в Вене и Лаппеенранте. Мы побывали в школьных классах, учительских, увидели, как проходят уроки, а также, чем занимаются ребята на переменах, изучили меню в буфете. Многое вызывало улыбки: например, в Австрии:  розги на стене в кабинете завуча, единственный читатель из папье-маше в библиотеке школы-корабля, беспорядок в 6 классе, где учатся австрийские школьники из нашего треугольника. Мы встречали приветливые лица учителей, приглашение на чашечку кофе, которую можно выпить на свежем воздухе, на палубе корабля.

В Финляндии мы побывали в одной из трех школ (школы находятся в разных городах), и нам очень понравилось в этой школе: порядок, продуманность во всем, чистота. Мы увидели, что все дети окружены вниманием, делается все, чтобы они были здоровы: вкусные обеды в столовой, усиленное питание в понедельник и пятницу (в интересах  детей из малообеспеченных семей) и на каждой перемене по 15-20 минут прогулки на свежем воздухе.

Нас очень хорошо принимали как в Австрии, так и Финляндии, мы побывали в красивейших городах Европы. Участие в проекте – это не только совместная работа над исследованием, это и совместный отдых, осмотр достопримечательностей, экскурсии. Мы стали свидетелями того, как скованность, робость  при первой встрече заканчивалась  горячими объятьями и слезами при расставании. Все  обменялись электронными адресами, стали общаться через интернет. И все это благодаря интересной продуманной программе встреч в каждой из наших стран.

Мы выражаем особую благодарность Комитету по образованию Санкт-Петербурга,  КультурКонтакт Австрии и Главному управлению образования Финляндии за оказанное нам доверие в  реализации Международного проекта. Особое спасибо за помощь и консультации главному координатору проекта Северо-Западному агентству международных программ (СЗАМП). Надеемся, что мы оправдали все надежды и огромное спасибо за то, что наши дети нашли друзей в других странах Европы.

                                                                                                                   Вохмянина Ольга Владимировна, зав.библиотекой,
                                                                                                                   координатор  Международного проекта «Учимся жить вместе».

Статья "Финские школьники в гостях у нашей школы. Декабрь 2010."

Визит финских школьников. Апрель 2011  
 
 
   
   
   
   
   

Координаторы проекта: Вохмянина Ольга Владимировна,