Учимся не для школы, а для жизни!

Non scholae, sed vitae discimus!

Календарь
событий

«Роль книги в воспитании неагрессивного сознания детей»

Вохмянина О.В. – зав.библиотекой школы № 43,  учитель высшей категории

 

«Роль книги в воспитании неагрессивного сознания детей» 

«Искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем мощные чувства сострадания, протеста против зла, должно давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным».                                                                                                Чингиз Айтматов

 Исторически сложившийся менталитет российских граждан, как, впрочем, и граждан других стран, предполагает бинарность отношения: «свой - чужой», черное – белое, хорошее – плохое. Кризисная социальная ситуация в многонациональном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта.

Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.

 В разных языках слово «толерантность» имеет разные значения.

В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением, необходимостью мириться с чужим мнением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав человека и отношение к проявлениям нетерпимости как  недопустимым.

 Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «Я», безответственность, незащищенность, бескомпромиссность.

От того, как подросток преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть то, насколько понимающим, демократичным станет он в дальнейшем. Кто, как не учителя и родители, поможет подростку преодолеть период интолерантности и воспитать в нем человека с высокими нравственными качествами.

  Катарсис, или гуманизирующий эффект чтения.

 Нравственные ценности, заложенные в художественной литературе, постигаются интуитивно. Кульминация этих состояний, поднимающих и просветляющих читателя, называется катарсисом (от греч.- очищение). Субъективно он переживается как душевный подъем, готовность к высоким и добрым поступкам. Слезы, пролитые порой над страданиями персонажа – это слезы сладостные, просветляющие, они открывают человеку истину добра, истину собственной сущности.

Петербургский социальный психолог В.Е.Семенов выделил три основные аспекта катарсиса: эмоциональный, эстетический и этический.

  • В эмоциональном плане катарсис ведет к состоянию облегчения (включая смех и слезы), освобождение от мрачных состояний к возвышенным чувствам и имеет библиотерапевтический эффект.
  • В эстетическом аспекте – он пробуждает чувство гармонии, порядка, красоты.
  • В этическом – вызывает гуманные альтруистические чувства.

         Вместе взятые функции катарсиса формируют, в конечном счете, мироощущение человека, ориентированного на добро: на уважение к человеческому достоинству, на готовность бескорыстно действовать на пользу другого, не считаясь со своими личными интересами. Это и есть высшее назначение искусства. Его обуславливает чтение великих писателей, чьи произведения проникнуты духом гуманности.

 Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего, родители (а также бабушки и старшие дети в семье), школа и, конечно, библиотекари. Что же изменилось, если любовь детей и подростков к книге стала падать?

Занятые родители с трудом ориентируются в море коммерческой детской литературы, где яркость издания не гарантирует качества. В лучшем случае, родителям и бабушкам приходится опираться при выборе книг на свой детский опыт: они отдают предпочтение отечественной и зарубежной классике. Но современной детской литературе сегодня не хватает любви к ребенку, превалирует торговля и ее прибыль.

Исчезли книги о сострадании: их заменили «забавками-комиксами». 

Сегодня издатели предпочитают раскрученных писателей или тех, кто пишет на незамысловатый сюжет с драками, погонями, «страшными» приключениями, убийствами. Герои – сплошь супермены. Однако нет спокойной, думающей литературы, которая не провоцировала бы агрессии, а вызывала сочувствие к обыкновенному человеку.

По страницам книжек, в одинаковых обложках, путешествуют супермены, владеющие всеми видами приемов рукопашного боя, монстры, притворяющиеся дворниками или мучителями, псы-оборотни, глазастые пришельцы, бандиты, живущие в замке, как у Синей бороды и прочие. Появились суперпопулярные книги, которые не отнесешь к «сникерсам»: их авторы – талантливые литераторы. Они способны глубоко задевать читателя, вызывая в нем вместо гуманных чувств прямо противоположные: жестокость, нетерпимость, садистские наклонности. Социологи утверждают, что многие преступления подростки совершают, находясь под влиянием подобного «искусства». К бестселлерам, скрыто несущим духовный яд, принадлежат и нашумевшие «Гарри Потер» и «33 несчастья» англоязычных писателей Джоан Ролинг и Лемони Сникет. Запрет здесь бесполезен, они слишком близки детскому сознанию и затрагивают темы, волнующие каждого ребенка. Наша задача, и руководителей чтения и родителей, организовать в детском сознании различение ценностей истинных и ложных,

Запретительные меры в условиях современной конкуренции на книжном рынке, конечно, не помогут в борьбе с безвкусицей и бесталанностью, но наша задача: научиться выбрать среди тысяч книг качественную, умную, добру, которая будет работать как камертон детской души.

 (Рекомендательный список книг современных детских писателей)

 Огромную роль в решении этой проблемы мы возлагаем на нашу школьную библиотеку. Замечательный фонд книг, в котором широко представлены произведения отечественной и зарубежной классики, лучшие образцы детской литературы, книги  современных писателей, прекрасный справочный аппарат – вот, что нужно для того, чтобы ребенок переступил порог школьной библиотеки. И, конечно, личностный фактор – заинтересованный в каждом читателе, неравнодушный к интересам как ребенка, так и подростка, умеющий выслушать, и, как итог, посоветовать прочитать «нужную» книгу – библиотекарь.

 Библиотекарь, порой, выполняет миссию «библиотерапевта». К сожалению, семейное чтение, предполагающее духовное общение членов семьи,  упрочение невидимой чудесной духовной связи между людьми, постепенно уходит в прошлое.  Сейчас детям в семьях в лучшем случае читают бабушки или дедушки, реже - кто-то из родителей, поскольку они всегда заняты, а в наше время – особо. Редкое счастье для ребенка, если у него есть кто-то из старших родственников, кто  будет «завораживать» ребенка чтением. Надо заметить, что примеры семейного обращения к книге, к художественному слову, дарит не только радость совместных литературных открытий, обогащает духовно, но и помогает исцелению от очень тяжелых нервно-психических заболеваний.

Традиция семейного чтения делает интереснее и полноценнее общение в любой семье. Ведь, к сожалению, мы все чаще обнаруживаем, что нам не о чем говорить друг с другом, что дети не хотят обсуждать свои проблемы с родителями, а родители не могут, не находят слов, чтобы поделиться своими переживаниями – радостными или горькими – со своими детьми, какого бы возраста они не были. Прочитанная же вместе удачно подобранная книга дает родителям и детям так называемое «общее смысловое поле» - может помочь в нахождении новых взглядов на ту или иную проблему, новых подходов к их решению, да и просто способствовать новому ракурсу традиционных семейных разговоров и дискуссий.

 Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии.

 Читать? или смотреть?

 Опираясь на данные многочисленных социологических исследований, можно говорить о следующих тенденциях, характерных для чтения современных детей и подростков:

  • постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
  • сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей и юношества;
  • изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информированным и поверхностным;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным» (начиная с подросткового возраста растет доля читающих литературу преимущественно по школьной программе);
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе;
  • увеличение различий в чтении мальчиков и девочек;
  • изменение «свободного» (досугового) чтения у подростков в сторону предпочтения литературы развлекательного характера;
  • усиление воздействия низшего слоя массовой культуры, особенно аудиовизуальной, на досуговое чтение;
  • рост числа подростков, ограничивающихся только чтением периодики;
  • уход из круга чтения повестей и романов «для души», произведений лучших отечественных и зарубежных авторов, ранее традиционно популярных у этой группы.

 При этом по данным опроса 48% детей читают книги только по школьной программе. (Проанализировать данные анкеты «Что и как читают наши дети».)

 В последние годы многие исследователи обращали внимание на негативные тенденции, связанные с проблемой экранного / медийного насилия и его влиянием на несовершеннолетнюю аудиторию, обращая внимание на то, что эскалация изображения насилия на теле-(кино-) видеоэкранах сопровождается вытеснением детских передач с российского ТВ, снижением интеллектуального уровня программ для молодежи, доминантой «прикольно-тусовочного» стиля…

 

И как вывод, нужно говорить:

  • об активизации воспроизводства и производства отечественной печатной и экранной продукции, продукции мультимедиа, основанной на идеях мира и ненасилия, толерантности;
  • о решении проблемы установления контроля и экспертизы продукции для детей (печатной и аудиовизуальной и пр.).

 

Влияние телевидения на подростков.

Исследования Центра социологии РАО показали, что сегодня существует очень серьезная проблема влияния телевидения на подростковую культуру. В условиях, когда практически вытеснено все отечественное детское кино, созданное в предыдущий период, «произошла блокировка отечественного детского искусства и детской культуры, которые были ориентированы на подростков. Но детям  надо прожить определенную ситуацию, чтобы не стать культурными маргиналами. Им необходимо изучать сказки и фольклор, культуру страны, в которой они живут. Это особый ключ, особый код, ввод в культуру, в социум».

«Сегодня наш экран крайне агрессивен, и эта ситуация ненормальна». Специальный анализ телеагрессии, проведенный исследователями, показывает, что акты агрессии совершаются в разном направлении: от мужчины к женщине, взрослого к ребенку, молодых к старикам. Таким образом, тонкий процесс становления личности подростка, касающихся мужской и женской социализации, нормативного регулирования поло-ролевых отношений, жестоко деформирован телевизионным экраном. Другое негативное явление – криминализация подростковой субкультуры. Так, драки между детьми, особенно девочками, разбойные нападения и «подробная инструкция» как воровать и грабить у беззащитных и слабых  – из ряда вон выходящие явления, но они ежедневно, практически в каждом фильме или криминальной передаче, присутствуют на телеэкране.

 Мы наблюдаем сегодня вытеснение детских передач с экрана телевидения. Усиливается развлекательность и явно снижается интерес режиссеров и журналистов к духовной сфере. Продолжает идти сокращение и исчезновение содержательных передач для детей и юношества, развивающих любознательность и интеллект ребенка, подростка, юноши, девушки. В качестве примера: стала вдвое короче передача «Умники и умницы» (интеллектуальная игра, связанная с вопросами мировой истории, для старшеклассников), исчезла передача «Колесо истории», которую с интересом смотрела юная аудитория, даже в программе для малышей «Спокойной ночи, малыши» уже редки сюжеты, в которых рассказывают о книжках и детских писателях, да и программа стала короче.

Можно с сожалением сказать, что сегодня тема представления на телеэкране книжной культуры звучит в контексте сокращения и ухудшения качества передач и другой продукции для детей и подростков. И это происходит на общем негативном фоне обилия фильмов и сериалов, полных агрессии.

Сегодня детская книга и детское телевидение особенно нуждаются в помощи. Вышесказанное относится и к передачам о книгах и чтении, особенно для детей. Огромные потенциальные возможности телевидения не используются, и его роль в социализации и образовании подрастающего поколения, приобщении его к ценностям культуры, в том числе и книжной, утрачивается.

 В качестве критериев печатной книжной продукции и детского телевидения, которое позитивно сказываются на социализации личности подростка,   можно выделить следующие положения:

  • оформление, звук, цвет – все должно способствовать формированию в ребенке позитивного мироощущения и здоровой психики;
  • содержание и книг и программ должно быть направлено на развитие человеческих ценностей: уважения и самоуважения, сотрудничества и терпения, культуры общения и др.;
  • детям нужно видеть такие модели поведения, которые помогут им в жизни разрешить имеющиеся проблемы путем ненасилия;
  • образы героев книг и фильмов, а также ведущих в программах ТВ, которым дети подражают, должны быть сильными, спокойными, доброжелательными.

Выводы.

В эпоху конкуренции и развития культуры потребления спасти различные виды средств массовой коммуникации для детей – детскую литературу и периодику, детское телевидение и радио – может лишь соответствующая государственная политика. Пока что агрессивная, криминальная, низкопробная и примитивная культура берет верх. Сегодня крайне необходимо осмысление этой проблемы как исследователями-социологами, педагогами, так и родителями (как первому звену в воспитании собственного ребенка). 

Иначе вместо образованных сограждан, которыми должны стать ваши дети и наши ученики, нас будут окружать люди, говорящие вместо выразительного русского языка примитивными штампами из рекламных роликов, обладающие ценностями и моделями поведения, почерпнутыми из криминализированной культуры. Очень вероятно, что в ближайшем будущем будет расти количество подростков и юношества с асоциальным поведением, которых сегодня «воспитывает» телевидение, а также печатные издания.

Если мы хотим, чтобы наши дети были физически и психически здоровыми, чтобы они с удовольствием учились, чтобы были счастливы, чтобы их жизнь прошла с пользой, как для них самих, так и для окружающих, нам надо не пускать развитие ребенка на самотек, а сознательно формировать, повышать в них творческий потенциал, развивая ребенка комплексно, системно, подходя к нему как к целостности, которую лишь весьма условно можно разделить на тело, душу и интеллект.

Школьная библиотека выступает в роли генератора и катализатора духовной и интеллектуальной среды школы. Именно такая среда определяет успехи наших детей в образовании в большей мере, чем любые современные методики и средства обучения.

Мы рассматриваем проблему чтения среди детей как важнейший духовный ресурс нации, и надеемся, что скромная роль школьного библиотекаря внесет серьезный вклад в возрождение России.

Авторы: Вохмянина Ольга Владимировна,