Учимся не для школы, а для жизни!

Non scholae, sed vitae discimus!

Календарь
событий

К вопросу о способах мотивации на уроках истории

К вопросу о способах мотивации на уроках истории

Подрядчикова Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №43 «Лингвистическая школа» Приморского р-на Санкт-Петербурга

 

В связи с идущей (уже изрядное количество лет) реформой образования в нашей стране - в педагогической среде неизбежно должна была возникнуть, и, как показывает опыт, возникла определенная путаница в понятиях. Например, «учебная мотивация» – что это такое? Многочисленные определения только сбивают с толку: «Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели» (психологическое определение). «Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» (педагогическое определение). Другими словами, это способы заставить ослика не просто встать и идти – а идти именно по той дорожке, которую мы для него наметили, понятия не имея о том, что вообще побуждает этого конкретного ослика двигаться. Причем скорость прохождения дорожки заранее устанавливает кто-то третий.

Неудивительно, что вопрос о мотивации обучения так остро проявился именно в последние годы. Будем честными: когда образование являлось социальным лифтом – ни в какой дополнительной мотивации ученика педагоги не нуждались. Все было просто: не выучишься – не выбьешься наверх. Нынче, в сравнительно благополучное и одновременно переломное время социальная и идейная мотивация обучения сведена к нулю – дети просто не понимают, зачем им усваивать то, без чего спокойно можно обойтись и жить вполне успешно? Не вдаваясь глубоко в причины общего снижения социальной, идеологической и личностной мотивации к обучению, просто констатируем здесь, что изменить это мы не в силах, поскольку данные причины лежат вне сферы наших возможностей. В этом случае правильно было бы говорить не о мотивации к обучению как таковом, а только лишь об одном компоненте ее структуры, на который мы в состоянии повлиять – ориентировочно-исследовательской деятельности (ОИД).

Она базируется на одном из самых древних базовых рефлексов живого организма – ориентировочном. Психологи еще называют его - рефлекс «Что такое?» Физиологи утверждают, что выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловлено работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональным переживанием и сама является эмоциональным подкреплением. Осознание появления новой мысли сопровождается творческим волнением, стимулирующим ориентировочно-исследовательскую деятельность, которую можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Ориентировочный рефлекс как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги [2, с. 290-291]

Таким образом, ОИД является не только единственным компонентом структуры личности ученика, доступным нашим манипуляциям, и необходимым условием вовлечения учащихся в собственно учебную деятельность – но и психотерапевтическим способом подавления депрессии, тревожности и агрессивности. Любой учитель знает, что не заинтересованные с самого начала урока ученики в лучшем случае тихо просидят его за партой, уткнувшись в свой гаджет, а в худшем… но не будем о грустном. >>> Читать статью полностью

Авторы: Подрядчикова Светлана Владимировна,